Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций коммунального комплекса
При изучении нормативных правовых актов об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, принятых в поселениях Славянского района установлены следующие нарушения. Так, решением Совета Черноерковского сельского поселения Славянского района от 30.10.2009г. №6 утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, оказываемые ООО «Служба жилищно-коммунального хозяйства «Черноерковское» на 2010 год. В силу ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. При этом ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ и п.3 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 содержат полный перечень коммунальных услуг, который включает коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отоплению (в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления. Следовательно, услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в указанный перечень не включены. Согласно п.10 раздела 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, разработанных в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Правила), и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997г. №155 цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. В соответствии с пунктом 2 Правил "твердые и жидкие бытовые отходы" - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Кроме того, по условиям Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов отношения между потребителями и исполнителями услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора регулируются гражданским законодательством РФ и основываются на заключаемом между ними возмездном договоре. Данный договор потребитель вправе заключить как с муниципальным предприятием, так и с юридическим лицом иной организационно - правовой формы или с индивидуальным предпринимателем. Таким образом, тариф организации коммунального комплекса на услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов может быть закреплен только в соответствующем гражданско-правовом договоре, заключенном с потребителем данной услуги и не может быть предметом регулирования муниципального нормативного правового акта. Указанные выводы также изложены в Письме Минрегиона РФ от 06.03.2009г. N 6177-АД/14. Вместе с тем к компетенции местного самоуправления согласно п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В связи с этим полномочия органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора. Всего в ходе настоящей проверки в целях устранения подобных нарушений действующего законодательства Славянским межрайпрокурором внесено 7 представлений и 1 протест, которые в настоящее время находятся на рассмотрении. Старший помощник Славянского межрайонного прокурора А.А. Дмитриева