Олимпийские символы под защитой закона
Обязательства, принятые Россией перед Международным олимпийским комитетом по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, требуют максимальной концентрации усилий и согласованных действий органов государственной власти всех уровней. Основная задача, стоящая перед всеми государственными органами на данном участке, заключается в том, чтобы добиться безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами, вовлеченными в процесс подготовки к Олимпийским играм. Результаты прокурорских проверок, свидетельствуют о широком распространении на территории Краснодарского края фактов реализации хозяйствующими субъектами товаров (сувениры, одежда, алкогольная продукция), с изображением эмблем заявочного комитета «Сочи 2014» и иных олимпийских символов, использование которых осуществляется с нарушением порядка, установленного законом. Для предупреждения подобных нарушений на территории Славянского района считаю необходимым разъяснить нашим жителям, и, в первую очередь, предпринимателям, основные положения законодательства об использовании олимпийской символики. Согласно ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитии города Сочи как горноклиматического курорта» (далее Закон № 310-Ф3) под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», «Paralympic», «Paralympian», «Paralympiad», «Paralympic Winter Games», «Paralympic Games» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и паралимпийскую символику или её элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр. Использование олимпийской символики и паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или с Международным паралимпийским комитетом, либо с уполномоченными ими организациями. Использование олимпийской и паралимпийской символики с нарушением этих требований признается незаконным. В соответствии с положениями ст. 8 Закона № 310-Ф3 признаются недобросовестной конкуренцией, и влечёт наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: 1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика или паралимпийская символика; 2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским или Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора. Кроме того, запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Одновременно, часть 3 ст. 6 Закона № 310-Ф3 устанавливает, что реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом «Сочи 2014» потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной. Помимо этого, по смыслу положений Олимпийской хартии МОК, а также в соответствии с требованиями, установленными разделом VII «Права и результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившими в действие с 01.01.2008 г. - олимпийские символы, флаг, девиз, обозначения, знаки, эмблемы, огонь и факелы все вместе и по отдельности, являются результатами интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат МОК. Согласно ст. 5 Закона № 310-Ф3 автономная некоммерческая организация «Оргкомитет «Сочи 2014» является организацией, уполномоченной Международным олимпийским комитетом осуществлять защиту его прав, в том числе, прав интеллектуальной собственности, на территории Российской Федерации. Кроме того, АОН «Оргкомитет «Сочи 2014» является правообладателем товарного знака заявочного комитета «Sochi 2014» на основании выданного ему свидетельства на товарный знак. Таким образом, любые действия, связанные с нарушением вышеприведенных положений закона, могут образовывать как составы административных правонарушений, предусмотренных главами 7 и 14 КоАП РФ, так и уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ст. ст. 146, 180 УК РФ – «нарушение авторских и смежных прав» и «незаконное использование товарного знака». Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым предупредить предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Славянского района, о необходимости неукоснительного соблюдения российского законодательства об олимпийской символике. 01.08.2008 г. Славянский межрайонный прокурор А.П. Крючков