«Единый учет преступлений»
В связи с тем, что одним из важнейших направлений деятельности прокурора является надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, считаю необходимым довести до сведения граждан информацию о содержании вступившего в действие с 1 января 2006 г. совместного приказа «О едином учете преступлений», подписанного руководителями Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Министерства РФ по гражданской обороне м чрезвычайным ситуациям, МЮ РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ. Данный Приказ отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку разработан с учетом Уголовно-процессуального кодекса РФ и иных федеральных законов и устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. Должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи (в отношении заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения, а также устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства). Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах дознания (сообщений в полном объеме или только о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности) могут быть поручены должностным лицам дежурных частей (смен, нарядов). Считаю необходимым обратить внимание читателей на то, что сообщения о преступлениях и иная информация вне зависимости от места совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления (устно, письменно либо другим способом) принимаются в любом из вышеперечисленных ведомств. Кроме того, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Если оперативный дежурный либо другой сотрудник отказывается принять от Вас информацию (сообщение) в связи с тем, что преступление (правонарушение) совершено на территории другого района либо Вы ненадлежащее оформили заявление, либо объясняет, что сначала необходимо обратиться к участковому и т.п., то в этом случае его действия идут напрямую в разрез с вышеуказанным Приказом. В таком случае, необходимо обратиться в территориальную прокуратуру. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы. Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в Книге регистрации сообщений. Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы. Должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь и прокурор. Должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры по предотвращению и пресечению преступления, по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования, по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или «по горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд. Практика надзора за законностью действий при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях показывает, что нарушения вышеуказанного Приказа имеют место. В случае выявления подобных фактов и установления вины сотрудников правоохранительных органов, прокуратурой незамедлительно принимаются меры прокурорского реагирования – вносятся представления об устранении выявленных нарушений и привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. За 4 месяца 2010 г. Славянской межрайонной прокуратурой внесено 6 представлений на имя начальника ОВД по Славянскому району по фактам нарушения законодательства при приеме, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 6 сотрудников милиции, из них 3 руководителя. Помощник Славянского межрайонного прокурора юрист 2 класса В.Н. Хазиков