Постановление администрации Славянского городского поселения Славянского района от 15.01.2010 г. №5 об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории Славянского городского поселения опротестовано
В ходе проверки на соответствие действующему законодательству правовых актов об установлении тарифов, нормативов, инструкций в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения. Так, постановлением администрации Славянского городского поселения Славянского района от 15.01.2010 г. №5 утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов на территории Славянского городского поселения Славянского района (далее Постановление). В приложении к постановлению перечислены утверждаемые нормы накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов от объектов инфраструктуры и граждан. Между тем действующим в области обращения с отходами производства и потребления законодательством предусмотрен порядок разработки юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, индивидуальных проектов образования отходов производства и потребления, и утверждение этих проектов территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нормирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом №7-ФЗ не предусмотрены. По условиям ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Так, постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", принятым в целях реализации ст.18 Федерального закона №89-ФЗ, установлены правила разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов на их размещение (далее Правила). В силу п.4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, установлено, что проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) разрабатываются не только для видов экономической деятельности, направленной на производство продукции, но и направленной на оказание услуг, при этом указываются виды и объемы оказываемых услуг (количество посещений, койко-мест и т.д.). На основании изложенного, нормы накопления твердых бытовых отходов на территории Славянского городского поселения Славянского района подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Федеральном законе №89-ФЗ. Кроме того, установление органом местного самоуправления нормативов, обязательных для групп потребителей объектов инфраструктуры и граждан, противоречит установленному порядку, не соответствует ст.18 Федерального закона №89-ФЗ. При этом к компетенции местного самоуправления согласно п. 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В связи с этим полномочия органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора. Исходя из изложенного, применение вышеуказанного постановления нарушает права и законные интересы учреждений и предприятий, поскольку нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для субъектов инфраструктуры без учета особенности осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции конкретного субъекта. Вышеизложенное подтверждается в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2008г. по делу №А52-4632/2007, ФАС Поволжского округа от 07.05.2009г. №А55-19632/2008, Письме Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14. На основании изложенного Славянским межрайонным прокурором вышеуказанное постановление главы администрации Славянского городского поселения опротестовано. Старший помощник Славянского межрайонного прокурора А.А. Дмитриева